Цветы, тополиный пух и другие краски Галины Коптевой
Галина Валентиновна Коптева - народный мастер декоративно-прикладного искусства
Пролетает лето, осень завладевает полями и парками, а потом и она сдается, уступая права немногоцветной зиме. Галина Валентиновна Коптева – одна из тех, кто не позволяет умирать краскам лета и оттенкам осени. На ее картинах лепестки цветов и ажур осенних листьев превращаются в удивительно реалистичные, прописанные до мелочей и очень лиричные пейзажи, тополиный пух или ковыль складывается в стилизованные портреты, перья птиц – в натюрморты. Ей подвластно удивительное искусство плоскостной флористики – филигранный способ постижения и создания прекрасного.

Галина Валентиновна стояла у истоков кишиневского Клуба флористов «Диана», которому сейчас уже 20 лет. Она художник – народный мастер декоративно-прикладного искусства. А была медсестрой, библиотекарем и даже – пограничником.

Вероятно, Вы с детства мечтали стать художником?

-Я мечтала стать балериной, но мой папа был военным, мы переезжали с места на место, исколесили весь Дальний Восток, Сахалин и Курильские острова, за 20 лет 18 раз сменив место жительства, и в основном это были далекие от цивилизации крохотные поселки. Однажды папу перебросили в городок Холмск, где была балетная школа, но через год мы снова переехали, и я прорыдала в подушку о несбывшемся балетном поприще все оставшиеся годы. Рисованием, живописью не увлекалась, хотя учителя говорили родителям, что надо бы мне развивать способности, но возможности не было, да и меня больше интересовал танец – танцевала и в ансамблях, и дома для души. Увлеклась индийской хореографией и восточной музыкой, и у меня появилась еще одна страстная мечта – побывать в Индии, прикоснуться к этой культуре. Я всегда витала в облаках, была, как говорится, не от мира сего, даже подумывала уйти в монашенки – из-за неумения постоять за себя и из-за созерцательного мироощущения. А любовь к природе, к изобразительному искусству, думаю, развилась благодаря именно этим невольным путешествиям по прекрасным дальневосточным краям. Каждый раз приезжая на новое место, мы восторгались чудесами уникальной природы. Представьте, например, омываемый Тихим океаном Кунашир: пальмы – а рядом хвойные сосны и ели; непроходимые леса, слоистые скалы, водопады, яркие каменья в руслах рек, горячие источники и множество спящих вулканов. Кстати, трясло там чуть не каждый день, по ночам мы с кроватей частенько летали на пол. И сейчас остров не испорчен цивилизацией, а когда мы туда попали, я в 1 классе училась, там даже не было пирса. Чтобы попасть на остров, нас бросали в сетку, потом из сетки – в лодку, и доставляли на берег. Климат в тех местах необыкновенно мягкий, без резких перепадов, хотя зимой – снег выше крыши, делали ступеньки, чтобы перебраться через двухметровый забор. Да, любовь к природе у меня оттуда.… До сих пор люблю снежную погоду и лето без зноя. Здесь не мой климат.

А в остальном Кишинев для Вас комфортен?

- Главное, что здесь процветает, большими темпами развивается духовность, религии, философия. И человек ищущий легко найдет свою дорогу – и в духовном плане, и в профессиональной реализации. Доступно все, и тот, кто ищет, тот находит. В конце 80-х - 90-х, когда открылся доступ к новым знаниям, ходила на курсы астрологии, стала членом общества Рерихов, в течение 10 лет посещая лекции Ларисы Дмитриевой – философа, писателя, поэта, исследователя творческого наследия семьи Рерихов и Елены Блаватской. Несмотря на разброд и шатания в обществе, была счастлива, искала свой путь…

Тогда и нашли себя во флористике? Каким образом?

- Казалось бы, случайно (попав однажды в 1990-м году на персональную выставку доктора биологических наук Ирины Павловны Ивановой, одной из первых флористов в Молдове), но, видимо, не став балериной, я сохранила тягу к тонким, изящным искусствам. Увидела работы Ирины Павловны и поняла – это то, что я искала всю свою жизнь. Возможность рисовать не красками, а природными материалами, это действительно необыкновенное ощущение. Если прикипел душой, никогда не отойдешь от этого.

И вы подошли на выставке к Ивановой и попросили научить?

- Да, и не одна я, многие подходили. Она сказала, что подумает, и открыла курсы. Так появилась студия во Дворце профсоюзов, обучение длилось 5 месяцев.

Там Вас учили технике плоскостной флористики?

- Не только. Мы слушали лекции, беседовали, пили чай, делились сокровенным, накопленным за жизнь, позже, когда возник Клуб флористов «Диана» – уже своими собственными секретами этого искусства.

Насколько древен этот жанр, есть ли у него каноны, откуда корни?

- Корни – в Древнем Египте и Древней Иудее в 5-3 вв. до н. э.. Тогда появилась растительная аппликация. Как вид искусства композиции флористика сотни лет существует в Японии. В 19 века прессованные цветы в рамочках вошли в моду в Англии, Франции, Германии. В 60 гг. появилась своя школа в России.

Но у вас не просто искусно засушенные цветы, составленные в композицию и помещенные в раму. Это подлинные картины – пейзажи, будто написанные маслом, фигурки, словно намеченные нежной акварелью.

- Ириной Павловной, основательницей клуба «Диана», создано свое направление – природная графика – портреты, натюрморты наподобие графических рисунков. Другое направление – природная живопись – открытое мною в 2000 году, где лепестки цветов, листья, травы и другие природные материалы создают иллюзию мазков кисти. Я нашла способ делать из осенних листьев тонкий ажур и применять их в своих работах.

Действительно, ваши пейзажи и не отличить от написанных маслом, если не всматриваться.

- Растительная «палитра» очень богата, скажем, осенние листья – это масса оттенков и различных фактур. Кроме того, мне удалось расширить палитру за счет «нетрадиционных» для флористов материалов – я первая в плоскостном изображении (и это моя гордость) применила перо птиц; в Китае и Японии используют перья, но там иная техника – их красят и делают объемные композиции. Три искусствоведа думали, как назвать это направление. Назвали Plum’art (plume по-французски «перо»), на других языках не звучало. Еще одно направление – забытое, я его здесь возродила – работы из тополиного пуха. Пух – очень выразительный материал, с ним интересно работать – его даже не надо клеить, он втирается в бархатную бумагу – иголочкой, шилом, пинцетом. Получаются изящные графические «рисунки».

Сколько времени требуется на кропотливый труд для создания таких «ювелирных» работ?

- Зависит и от размера, и от сюжета. Но иногда и на маленькую картинку уходят месяцы. Художник редко пишет картину сразу, за один присест. Это процесс творческий, чем-то дополняешь, что-то убираешь, пока не добьешься гармонии, не донесешь те чувства, мысли, что намеревался вложить.

В Клубе «Диана» есть еще мастера такого уровня, как Вы?

- Конечно! И это не мое субъективное мнение. В этом году, в честь 20-летия клуба, выпустили книгу «Мир цветов «Дианы». Ее написала Лариса Ивановна Михайло, прежде служившая искусствоведом в Художественном музее. Там – анализ творчества каждого нашего автора. Многим членам клуба присвоено звание Народный Мастер Республики Молдова, ведь секция флористов входит в Союз народных мастеров РМ, которым руководит Ион Балтяну (зам. директора Музея природы и этнографии). Нас немного, около 30 человек, но у каждого художника своя манера, стиль, свой авторский почерк. Кто-то уходит – из-за возраста, но каждый год я и другие, занимающиеся педагогической деятельностью, приводим новеньких, молодежь, тех, кого обучили. Чтобы стать членом клуба, недостаточно овладеть навыками флориста, надо сделать персональную выставку, представив не мене 30-40 работ, только тогда принимаем в клуб, а через несколько лет, если художник того заслуживает, рекомендуем в Союзе на присвоение звания. Не так давно моя ученица, Ольга Катарага, только перешедшая в 12 класс лицея, была удостоена звания Народного мастера Республики Молдова.

Вы занимаетесь и педагогической деятельностью?

- У меня уже 10 лет педагогического стажа, ежегодно обучаю около 100 детей в Городском центре юных натуралистов. Начав заниматься флористикой, я и не помышляла, что это станет профессией, и что я буду преподавать. Просто отдала сердце и душу, настолько это увлекательно – выразить свое видение мира, ощущение его красок, не прибегая к кисти. Благодаря покойному мужу десять лет могла совершенствовать свое искусство, не заботясь о хлебе насущном. С 2000 года пришлось зарабатывать, и мое мастерство флориста пригодилось. До 2004 года делала работы на заказ для американцев, затем стала преподавать. 3 года подряд, например, в Турецком посольстве вела занятия, и теперь в Турции благодаря мне есть флористика.
В Центре юных натуралистов мы занимаемся там не только плоскостной флористикой, а и объемной, сейчас это очень популярно во всем мире – различные композиции, бонсаи, букеты. Вот эти розы, например, сделаны из кленовых листьев. Но мы, кроме материалов, которые дает богатейшая молдавская флора, используем и привозные – волокна пальмы и пр. Ищем новое, необычное. И находим. Когда-то я стала одним из первооткрывателей открыток ручной работы, сейчас этим занимаются многие. Я оформила патент по разработанной мной технологии флористики на дереве. Правда, так и не смогла заинтересовать ни мебельщиков, ни тех, кто делает декоративные деревянные тарелочки или шкатулки. А жаль, техника интересная, эксклюзивная.

Где можно увидеть Ваши работы и работы других молдавских флористов?

- В 2009 году я выпустила свою книгу под названием «Чудеса флористики», которую в основном дарю своим лучшим ученикам и близким людям. Она находится в фонде Национальной библиотеки, библиотеках им.М. Эминеску, им. Ломоносова и др. В них собраны почти все мои лучшие работы за 20 лет. Кроме того, в книге я утверждаю, что в Молдове уже 20 лет существует своя школа плоскостной флористики, которая находится на высочайшем уровне своего развития.

Наши выставки проводятся довольно часто – в библиотеках, музеях – персональные, тематические, приуроченные к датам и событиям. Кстати, открытия выставок проходят очень насыщенно, с участием интересных людей. Приходите!

Материал подготовлен: Кудрявцева Елена